Представьте, что вы ведете ИП уже несколько месяцев или только-только зарегистрировались в качестве учредителя своей новенькой ООО-шки. Всё бы ничего, но через какое-то время вы замечаете, что в графе гендира ЕГРЮЛ вместо вашего ФИО числится совершенно другой человек.
Странно? Нет, — вашу фирму обокрали, а вернее украли ваше юрлицо.
Такая практика появилась значительно недавно, поэтому мы решили рассказать немного, как это может произойти и как этого избежать.
Давайте начнем с самого начала: новоиспеченный владелец бизнеса открыл свою компанию. Для того, чтобы самому не возиться с документами, он решил обратиться в юридическую компанию, которая сама зарегистрировала его в качестве учредителя ООО. Компания сделала все как положено и, конечно же, не забыла взять оплату за услуги.
Через считанные дни владелец бизнеса залез на сайт налоговой, чтобы посмотреть, занесли его в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц) или пока он не числится как учредитель.
В записях он нашел название фирмы, дату регистрации, но, вместо его имени были совершенно другие данные. Владельцем числился другой.
Бизнесмен не растерялся и пошел в налоговую. Там ему сказали, что недавно он сам подал заявление на смену генерального директора. Он начал доказывать, что ничего не менял, произошла ошибка и необходимо вернуть все, как и было. Тогда налоговая запросила паспортные данные нового генерального и заявление от имени учредителя на смену управляющего. Но данных у него нет…
Налоговая также объяснила ему, что заявление на смену учредителя было подано без единой ошибки в данных и форме, поэтому они не стали отказывать или проводить проверки.
Уже знаете, в чем была ошибка предпринимателя?
Как правило, крадут юрлица для помощи другим компаниям, чтобы им были легче уходить от налогов, в частности от вычета по НДС. Объясним, почему для них это важно.
Так вот, чтобы не оплачивать двойную ставку НДС, компания-производитель из 800 000 рублей вычитает 160 000 рублей и оплачивает разницу.
Все же какая-то разумная экономия.
Производитель посчитал все налоги, прошелся по описанной цепочке и понял, что ему придется заплатить 180 000 рублей налога! Компания может указать в декларации, что купила не детали, а уже готовый товар у поставщика, но в таком случае налоговая может произвести проверку и проверить поставщика и данные сделки.
Тогда производитель идет к юридической конторе-злоумышленникам и просит за вознаграждение (2 % от сделки, что меньше НДС 20 %) сдать от имени поставщика (их партнера) декларацию о продаже товара.
Далее, юридическая компания делает бумажные счета-фактуры от партнера и от производителя, что одни продали товар, а другие оплатили его с НДС. Но на самом деле этой сделки не было.
Для такого обмана как раз-таки и нужны новые, чистые юрлица. Именно эти юрлица послужат наживкой — от их имени можно подавать декларации, формировать счета-фактуры и помогать таким вот компаниям уходить от налогов.
Такая операция у юрфирм в интернете называется «оптимизацией НДС» или «сокращение расходов на НДС».
Здесь есть 2 способа: через электронную подпись или по паспорту.
1. При использовании электронной цифровой подписи (ЭЦП) даже не потребуется нотариус. ЭЦП находится на флешке. Ее обычно подделывают или воруют, а затем с ее помощью меняют генерального и получают все права фирмы.
По данным налоговой за 2018-2019 годы обнаружено 43 000 случая незаконного использования ЭЦП. Обращений в налоговую — порядка 4000 деклараций с оборотом в 88 млрд.р.
А в законе сказано, если у вас украли флешку с подписью или вы ее потеряли — виноваты сами.
2. При использовании паспорта для кражи юрлица потребуется нотариус. В данном случае схема будет работать, если в фирме один учредитель, который является и генеральным директором в одном лице.
В данном случае представитель юридической компания-злоумышленник обращается к нотариусу со всеми уставными документами и решением учредителя о смене назначенного гендира. Нотариус проверяет и заверяет документы. Затем представитель идет в налоговую и подает документы на перерегистрацию для внесения изменений в ЕГРЮЛ. Налоговая, естественно, принимает документы, ведь все соблюдено, ошибок нет.
Важно: раньше к нотариусу должны были прийти 2 человека — старый и новый гендир. Сейчас данную процедуру отменили. Достаточно иметь паспортные данные старого гендира. А юридическая фирма собрала все эти данные при регистрации фирмы. В самом начале нашей статьи.
Чем быстрее вы заметите изменения, как в нашей истории с учредителем, тем лучше. Главное, чтобы на компанию не успели зарегистрировать липовые декларации. Советуем заранее отслеживать всю информацию и изменения через регистрационные данные.
Их вы можете настроить на сайте налоговой:
Если гендиректора успели поменять и это были не вы, пишите заявления:
Если использовали ваши паспортные данные через нотариуса, то здесь поможет полиция, а если она не отвечает — прокуратура.
Сообщаем, что офис сервиса «ПРИМИ КАРТУ!» не будет работать 06.09.2024.
Просим по срочным вопросам обращаться в колл-центр по телефону 8-800-700-53-24 или написать обращение на почту psp@inpas.ru
Приносим извинения за неудобства!