Летом начнется третья волна внедрения онлайн-касс. Она затронет малый и микробизнес. Предпринимателей переход на безналичные расчеты пугает. Это не только дополнительные траты, но и необходимость разбираться в новых правилах. Давайте разберемся вместе
Безналичные платежи уже стали неотъемлемой частью нашей жизни — и потребителей, и бизнеса, и государства. В работу по внедрению и обслуживанию эквайринга вовлечено множество властных и финансовых структур. Очевидно, что у участников этого процесса разные возможности и степень погружения в проблему. Самые противоречивые участники здесь — это представители малого и микробизнеса. Именно их и коснется третья волна внедрения онлайн-касс. Она начнется совсем скоро, 1 июля 2019 года, и накроет как раз небольшие точки. По данным оператора фискальных данных ofd.ru, внедрить эквайринг должны будут 917 тыс. торгово-сервисных предприятий (ТСП).
Налоговая путаница
Государство изначально признало сложность внедрения 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», сделав процесс поэтапным. Одна такая тактика не спасла от проблем, которые оказались гораздо глубже, чем казалось изначально. Предприниматели сегодня четко осознают необходимость приема безналичных платежей для своих продаж и бизнеса в целом. Однако малый и микробизнес в России — низкодоходный и очень чувствительный к любым затратам сегмент предпринимательства. Поэтому покупка оборудования и оплата ставки эквайринга для него подчас оказываются просто непосильными тратами.
Кроме того, у индивидуальных предпринимателей отсутствуют необходимые знания для подключения эквайринга. Согласно нашей статистике более 20% ИП, которые обращаются с желанием купить онлайн-кассу и подключить прием безналичных платежей, не владеют информацией даже о системе налогообложения своей компании. И это участники рынка, мотивированные соблюдать закон, которые сами нашли информацию о поставщиках оборудования и время обратиться к ним.
При этом у нас очень активно (гораздо быстрее, чем во многих странах) развиваются новые технологии, внедряются новейшие сервисы: оплата кольцами и браслетами, возможность снимать наличные при оплате картой покупки в магазине у дома, роботы-кассиры.
Ретейл должен соответствовать требованию времени, отвечать потребностям своих покупателей, но вместе с тем многие предприниматели до сих пор ведут товароучет в тетради...
Ни шагу назад
Во-первых, нет никаких сомнений, что 54-ФЗ будет внедрен, и это стимулирует дальнейшее развитие эквайринга. Не стоит думать, что возможен какой-то переход обратно к наличным: половина покупок в нашей стране уже оплачивается безналом. Развитию безналичных платежей способствуют государство, банки-эмитенты, платежные системы. А ФНС видит реальные результаты повышения сбора налогов благодаря онлайн-кассам.
Государство знает о проблемах и ведет с бизнесом диалог, демонстрируя готовность идти на уступки.
Скорее всего, способы снижения ставки найдутся. В том числе будут внедряться новые модели эквайринга, в частности PSP (Payment Service Provider, провайдер платежных сервисов). Эта модель позволяет сокращать ставку за счет снижения капитальных и операционных затрат банка, которые сегодня «зашиты» в ставку эквайринга для ТСП. Бизнес-модель PSP успешно применяется во всем мире.
Совершенно точно продолжится работа по просвещению малого бизнеса. Многие ИП сегодня осведомлены о необходимости соблюдения 54-ФЗ и преимуществах использования эквайринга. Однако многие не значит все. Кроме того, существует множество нюансов. Например, мало кто знает, что срок использования фискального накопителя (ФН) по закону определяется в зависимости от системы налогообложения. Соответственно, предприниматели не знают, какой фискальный накопитель обязаны установить.
Как срок действия фискального накопителя зависит от системы налогообложения компании
— оказываете услуги;
— используете налоговые спецрежимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН, патент).
— вы работаете на спецрежимах (УСН, ЕНВД или ЕСХН), но сезонно;
— вы продаете подакцизные товары;
— вы совмещаете ОСН и спецрежим;
— ваша кассовая техника работает в автономном режиме.
Это значит, мы увидим реализацию 54-ФЗ, а также дальнейшее развитие инфраструктуры для эквайринга: поставщики стремятся попасть в спрос и предлагать максимально удобное и многофункциональное оборудование.
Бизнес, со своей стороны, тоже учится выходить из тени и вести осознанный диалог с государством. Дело не в повышении сознательности, а в элементарной конкуренции. Делить рынок с сетями очень трудно. Поэтому соответствие нормам сегодняшнего дня для микробизнеса — вопрос выживания, так же как и повышение финансовой грамотности.
Что касается поставщиков услуг эквайринга для малого и среднего бизнеса, мы увидим еще бóльшую консолидацию между всеми участниками процесса — банками, платежными системами, кассовиками. Спрос на подключение услуг эквайринга продолжит расти, но его внедрение изменит свои формы, станет более осознанным.
Как индивидуальному предпринимателю подключить торговый эквайринг
Сообщаем, что офис сервиса «ПРИМИ КАРТУ!» не будет работать 06.09.2024.
Просим по срочным вопросам обращаться в колл-центр по телефону 8-800-700-53-24 или написать обращение на почту psp@inpas.ru
Приносим извинения за неудобства!