Летом начнется третья волна внедрения онлайн-касс. Она затронет малый и микробизнес. Предпринимателей переход на безналичные расчеты пугает. Это не только дополнительные траты, но и необходимость разбираться в новых правилах. Давайте разберемся вместе
Безналичные платежи уже стали неотъемлемой частью нашей жизни — и потребителей, и бизнеса, и государства. В работу по внедрению и обслуживанию эквайринга вовлечено множество властных и финансовых структур. Очевидно, что у участников этого процесса разные возможности и степень погружения в проблему. Самые противоречивые участники здесь — это представители малого и микробизнеса. Именно их и коснется третья волна внедрения онлайн-касс. Она начнется совсем скоро, 1 июля 2019 года, и накроет как раз небольшие точки. По данным оператора фискальных данных ofd.ru, внедрить эквайринг должны будут 917 тыс. торгово-сервисных предприятий (ТСП).
Налоговая путаница
Государство изначально признало сложность внедрения 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», сделав процесс поэтапным. Одна такая тактика не спасла от проблем, которые оказались гораздо глубже, чем казалось изначально. Предприниматели сегодня четко осознают необходимость приема безналичных платежей для своих продаж и бизнеса в целом. Однако малый и микробизнес в России — низкодоходный и очень чувствительный к любым затратам сегмент предпринимательства. Поэтому покупка оборудования и оплата ставки эквайринга для него подчас оказываются просто непосильными тратами.
Кроме того, у индивидуальных предпринимателей отсутствуют необходимые знания для подключения эквайринга. Согласно нашей статистике более 20% ИП, которые обращаются с желанием купить онлайн-кассу и подключить прием безналичных платежей, не владеют информацией даже о системе налогообложения своей компании. И это участники рынка, мотивированные соблюдать закон, которые сами нашли информацию о поставщиках оборудования и время обратиться к ним.
При этом у нас очень активно (гораздо быстрее, чем во многих странах) развиваются новые технологии, внедряются новейшие сервисы: оплата кольцами и браслетами, возможность снимать наличные при оплате картой покупки в магазине у дома, роботы-кассиры.
Ретейл должен соответствовать требованию времени, отвечать потребностям своих покупателей, но вместе с тем многие предприниматели до сих пор ведут товароучет в тетради...
Ни шагу назад
Во-первых, нет никаких сомнений, что 54-ФЗ будет внедрен, и это стимулирует дальнейшее развитие эквайринга. Не стоит думать, что возможен какой-то переход обратно к наличным: половина покупок в нашей стране уже оплачивается безналом. Развитию безналичных платежей способствуют государство, банки-эмитенты, платежные системы. А ФНС видит реальные результаты повышения сбора налогов благодаря онлайн-кассам.
Государство знает о проблемах и ведет с бизнесом диалог, демонстрируя готовность идти на уступки.
Скорее всего, способы снижения ставки найдутся. В том числе будут внедряться новые модели эквайринга, в частности PSP (Payment Service Provider, провайдер платежных сервисов). Эта модель позволяет сокращать ставку за счет снижения капитальных и операционных затрат банка, которые сегодня «зашиты» в ставку эквайринга для ТСП. Бизнес-модель PSP успешно применяется во всем мире.
Совершенно точно продолжится работа по просвещению малого бизнеса. Многие ИП сегодня осведомлены о необходимости соблюдения 54-ФЗ и преимуществах использования эквайринга. Однако многие не значит все. Кроме того, существует множество нюансов. Например, мало кто знает, что срок использования фискального накопителя (ФН) по закону определяется в зависимости от системы налогообложения. Соответственно, предприниматели не знают, какой фискальный накопитель обязаны установить.
Как срок действия фискального накопителя зависит от системы налогообложения компании
— оказываете услуги;
— используете налоговые спецрежимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН, патент).
— вы работаете на спецрежимах (УСН, ЕНВД или ЕСХН), но сезонно;
— вы продаете подакцизные товары;
— вы совмещаете ОСН и спецрежим;
— ваша кассовая техника работает в автономном режиме.
Это значит, мы увидим реализацию 54-ФЗ, а также дальнейшее развитие инфраструктуры для эквайринга: поставщики стремятся попасть в спрос и предлагать максимально удобное и многофункциональное оборудование.
Бизнес, со своей стороны, тоже учится выходить из тени и вести осознанный диалог с государством. Дело не в повышении сознательности, а в элементарной конкуренции. Делить рынок с сетями очень трудно. Поэтому соответствие нормам сегодняшнего дня для микробизнеса — вопрос выживания, так же как и повышение финансовой грамотности.
Что касается поставщиков услуг эквайринга для малого и среднего бизнеса, мы увидим еще бóльшую консолидацию между всеми участниками процесса — банками, платежными системами, кассовиками. Спрос на подключение услуг эквайринга продолжит расти, но его внедрение изменит свои формы, станет более осознанным.
Как индивидуальному предпринимателю подключить торговый эквайринг
К сожалению, работа программного продукта SoftPOS приостановлена на территории РФ в связи с невозможностью получения сертификации по безопасному проведению платежей.
Для организации альтернативного безналичного приема платежей, Вы можете обратиться к менеджеру Вашего банка или заполнить форму по кнопке «Связаться со мной», наши специалисты ответят Вам в ближайшее время.
Приносим извинения за неудобства!